На главную Магаданская областная Дума
Добавить в избранное  
Карта сайта  
Архив  
RSS  
  Новости Общие сведения Структура Законотворчество О бюджете Избирателю Написать письмо  



 
    История колымского парламентаризма

В начале 90-х годов в процессе крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований возникла объективная потребность реформирования советских органов власти и формирования российской государственности на новых принципах. 
Осенью 1993 года Президентом Российской Федерации издан Указ № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», который законодательно положил начало процесса формирования принципиально новых по своей идее и назначению региональных законодательных (представительных) органов государственной власти.
Для Магаданской области последнее десятилетие XX века - это драматический период разрыва связей с центральными районами страны. Почти полностью прекратились поставки продовольствия в регион, были разрушены интеграционные экономические отношения, одно за другим закрывались предприятия области, на глазах «разваливались» ведущие отрасли промышленности Магаданской области - золотодобывающая, рыбодобывающая, строительный комплекс; безработица, невыплата заработной платы, низкий уровень жизни населения и, наконец, массовая миграция трудоспособного населения за пределы области. 
Поэтому первостепенной задачей того времени было создание в соответствии с принятой в 1993 году Конституцией Российской Федерации легитимных органов государственной власти Магаданской области, формирование регионального законодательства, направленного на обеспечение экономической и социальной стабилизации общества.
Весь процесс рождения и развития областной Думы основывался на историческом опыте деятельности Советов в 30-80-е годы и областного Совета народных депутатов в начале 90-х годов.
После роспуска Советов народных депутатов нарушилось существующее равновесие между законодательной и исполнительной ветвями власти. Сложность ситуации состояла в том, что фактически исполнительная власть временно взяла на себя функции законодательной ветви и поставила задачу воссоздания представительной демократии издав постановление администрации Магаданской области № 6 «О представительном и законодательном органе государственной власти в Магаданской области».
 
Первый созыв
(июнь 1994 - май 1997)
Выборы депутатов Магаданской областной Думы первого созыва проходили в два тура. 27 марта 1994 года, состоялся первый тур выборов депутатов областной Думы первого созыва. Было избрано 10 депутатов, а 5 июня 1994 года во втором туре избрано 6 депутатов Магаданской областной Думы. В каждом из 17-ти одномандатных округов баллотировалось в среднем более шести кандидатов в депутаты. В выборах участвовало семь региональных политических партий и общественных объединений. 
По профессиональному составу в Думе первого созыва было шесть руководителей администрации районов, два врача, четыре руководителя предприятий различных форм собственности, один работник правоохранительных органов. В областную Думу были избраны две женщины.
Среди 16 избранных депутатов первого созыва 4 депутата работали на профессиональной основе.
На первом заседании 28 июня 1994 года Председателем областной Думы был избран Петр Иванович Лисецкий и образованы три постоянные депутатские комиссии: по экономической политике, по региональной политике, по социальным вопросам.
Основной целью Магаданской областной Думы первого созыва являлось создание основ областного законодательства, способствующего стабилизации социально-экономического положения, последовательному реформированию экономических и социальных отношений.
В числе первых разработаны и приняты организационно-правовые основы законотворческой деятельности: регламент работы областной Думы, положения о постоянных комиссиях, Закон «О статусе депутата Магаданской областной Думы». Эти основополагающие документы определили субъектов права законодательной инициативы в Думе, порядок внесения и рассмотрения законопроектов, их подписание, введение в действие и порядок опубликования.
Депутатами был также принят ряд законов, направленных на создание целостной государственно-правовой системы области, устанавливающих гарантии осуществления местного самоуправления. К ним в первую очередь относится Устав Магаданской области. В работе над этим законом магаданским парламентариям, как и их коллегам в других субъектах Российской Федерации, во многом пришлось идти самостоятельным, своим путем.  Законопроект Устава Магаданской области публиковался в средствах массовой информации, чтобы избиратели смогли высказать свои предложения и замечания.
Принят Закон «О местном самоуправлении в Магаданской области», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными и областными законами обеспечивает создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых и иных условий для становления деятельности и дальнейшего развития местного самоуправления на территории области.
Особое внимание депутатами первого созыва уделено вопросу создания единой бюджетной системы в регионе, основанной на взаимодействии бюджетов всех уровней. Принятие закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Магаданской области» позволило систематизировать и упорядочить работу над бюджетом области, как на этапе его формирования и рассмотрения, так и в процессе его исполнения. 
Кроме этого, решались вопросы формирования и распределения фонда поддержки местных бюджетов, создание условий равной ответственности органов местного самоуправления и органов областной государственной власти за финансирование бюджетной сферы, целевое использование бюджетных средств, в частности, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы и другие.
В тесном сотрудничестве с Федеральным Собранием областная Дума первого созыва в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу были направлены предложения, касающиеся принципов организации местного самоуправления, системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. 
Всего за период работы Магаданской областной Думы первого созыва было проведено 24 заседания, на которых рассмотрено 270 вопросов. Принято 285 нормативных правовых акта, в том числе  26 законов, 54 постановления, 204 решения.
 
Второй созыв
(май 1997 - май 2001 года)
Днем рождения Магаданской областной Думы второго созыва является 18 мая 1997 года.  В этот день состоялись очередные выборы в областную Думу на котором был избран новый депутатский корпус в количестве 17 человек. В состав областной Думы второго созыва вошло 8 депутатов первого созыва. Таким образом, население, чьи интересы они представляют в колымском парламенте, подтвердило, что доверяет их профессионализму. 
Председателем Думы был избран Владимир Алексеевич Пехтин. После его избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, с февраля 2000 года областную Думу второго созыва возглавлял Илья Семенович Розенблюм. В руководство Думы также были избраны заместители, которые возглавили работу Думы по различным направлениям деятельности. 
В этот раз в структуре областной Думе было сформировано четыре постоянных депутатских комиссий: по бюджету, налогам и финансам, по экономическому развитию Магаданской области, по социальным вопросам, по региональной политике.
Одной из главных задач Думы в этот период стало преодоление последствий кризиса финансово-банковской системы. Большое внимание уделялось формированию правовой базы, обеспечивающей рыночные преобразования в области, вопросам финансовой деятельности, проблемам источников формирования местных бюджетов, управления государственной собственностью на территории области, социальной защиты населения.
Большое значение имел принятый депутатами второго созыва Закон Магаданской области «Об областных целевых программах», который установил общие принципы и порядок формирования, утверждения, финансирования областных целевых программ. Областная программа стала одним из эффективных и целенаправленных средств воздействия на социально-экономические процессы в регионе.
В течение всего периода полномочий областной Думы второго созыва особое внимание депутаты уделяли разработке и принятию целого ряда областных законов, имеющих социальную направленность. Это законы Магаданской области «Об образовании в Магаданской области», «О государственной молодежной политике в Магаданской области», «Об областной целевой программе социальной защиты отдельных категорий малоимущих граждан, проживающих на территории Магаданской области, на 2000 год» и другие.
С 1999 года Магаданская область живет в условиях Особой экономической зоны. Перед депутатами областной Думы второго созыва стоит важная задача - разработать и принять правовую базу, регламентирующую организационные, правовые и экономические основы регулирования хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". 
В связи с этим областной Думой второго созыва был принят ряд законов: «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», «О внебюджетном фонде социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны», «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области». 
Всего за время работы депутатов областной Думы второго созыва было проведено 42 заседания Думы, на которых рассмотрено 608 вопросов. Принято 160 законов Магаданской области, 632 постановления, 208 решений Магаданской областной Думы.
 
Третий созыв
(май 2001 - 2005 года)
20 мая 2001 года состоялись выборы депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва, представлявших 17 одномандатных округов. Всего за третий созыв депутатский корпус областной Думы был представлен 20 депутатами.
На первом заседании Магаданской областной Думы третьего созыва председателем Думы был избран Сергей Иванович Мажарин. В июле 2002 года председателем Магаданской областной Думы избран Станислав Агафонович Елисейкин. После избрания в декабре 2003 года С.А. Елисейкина депутатом Государственной Думы, областную Думу возглавил Александр Павлович Александров. 
Депутаты Магаданской областной Думы третьего созыва работали в трех постоянных депутатских комиссиях: 
- по экономическому развитию, бюджету и налогам; 
- по социальным вопросам;
- по вопросам местного самоуправления и регламенту. В июле 2002 года комиссия реорганизована в комиссию по региональной политике и законодательству.
Основными приоритетными направлениями законотворческой деятельности были: систематизация областного законодательства, совершенствование правового регулирования экономической деятельности, усиление контроля за использованием бюджетных средств, развитие законодательной базы социальной сферы.
Для более конструктивной работы практически вся законодательная и нормотворческая деятельность Магаданской областной Думы строилась на основе Перспективной программы законодательной деятельности областной Думы, которая охватывала практически все вопросы жизнедеятельности региона.
В первую очередь депутаты стремились найти решение насущных проблем населения региона. Это решение проблем коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, социальной защиты, пенсионного обеспечения. Затем добавились направления, обозначенные федеральными законами о реформировании местного самоуправления, федеративных отношений, межбюджетных отношений, разграничении полномочий по предоставлению социальной поддержки отдельным категориям граждан. 
С целью законодательного регулирования бюджетного процесса на региональном уровне был разработан областной Закон «О бюджетном процессе в Магаданской области», который определил правовые основы, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса на территории Магаданской области, полномочия органов государственной власти Магаданской области по составлению и рассмотрению проекта областного бюджета. 
В течение всей работы Магаданской областной Думы третьего созыва совершенствовалось и налоговое законодательство Магаданской области. Так Магаданской областной Думой приняты законы Магаданской области «О порядке управления государственной собственностью Магаданской области», «О порядке предоставления льгот по налогам и сборам в областной бюджет», «О внесении изменений и дополнений в Закон Магаданской области «О плате за пользование водными объектами на территории Магаданской области», «О транспортном налоге», «О введении в действие на территории Магаданской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», «О ставках налога на игорный бизнес в Магаданской области», «О введении на территории Магаданской области налога на имущество организаций», «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Магаданской области» и многие другие. 
Совместно с администрацией Магаданской области для обеспечения основных направлений экономического развития области подготовлены и приняты областные целевые программы «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений», «Повышение плодородия почв Магаданской области», «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Магаданской области», «Профилактика и лечение артериальной гипертонии на территории Магаданской области», «Здоровый ребенок в Магаданской области»,  «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Магаданской области» и ряд других программ.
В этот же период времени система местного самоуправления, находясь в процессе становления, закономерно пополняется Законами Магаданской области «О порядке образования, реорганизации и упразднения муниципальных образований в Магаданской области, установления и изменения их границ и наименований», соответственно вносятся изменения в Законы Магаданской области «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области», «О местном самоуправлении в Магаданской области», «О порядке регистрации Уставов муниципальных образований Магаданской области».
Магаданская областная Дума третьего созыва неоднократно выступала с законодательными инициативами по внесению изменений в действующие федеральные законы, используя этот реальный механизм влияния на федеральное законотворчество. Тематика законодательных инициатив, рассмотренных депутатами областной Думы, разнообразна: от предложений по внесению изменений в налоговое, избирательное, пенсионное законодательство до внесения изменений и дополнений в законодательство по судебной системе: в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в федеральные законы «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».
Глобальные изменения федерального законодательства 2003 года, затронувшие все отрасли права, внесли существенные коррективы в правовое поле Магаданской области. Постановлением Магаданской областной Думы от 26 марта 2004 № 799 утвержден Перечень нормативных правовых актов Магаданской области, необходимых для реализации требований Федерального закона № 131-ФЗ. 
С 2003 года в регионе начала свою работу Контрольно-счетная палата Магаданской области - постоянно действующий областной орган государственного финансового контроля, образованный Магаданской областной Думой и ей подотчетный. Проект областного закона «О Контрольно-счетной палате Магаданской области» обсуждался и депутатами второго созыва, но был принят  по настоянию депутатов третьего созыва. С принятием Закона появилась возможность осуществления контроля над использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, а также за использованием государственной собственности, что имеет большое значение для экономики региона в условиях дефицита бюджетных средств и наращивания темпов экономического развития области, так как выявляет дополнительные  финансовые резервы.
За весь период работы областной Думы третьего созыва состоялось 39 пленарных заседаний областной Думы, в том числе 4 - внеочередных. На проведенных пленарных заседаниях рассмотрено 938 вопросов, принято 407 законов в окончательной редакции, 1172 постановления и 391 решение. 
 
Четвертый созыв
(май 2005 - по настоящее время)
Выборы депутатов Магаданской областной Думы IV созыва состоялись 22 мая 2005 года по смешанной избирательной системе: избрано 23 депутата, из них 13 по партийным спискам и 12 по одномандатным округам. 
По партийным спискам в областную Думу вошли депутаты от Магаданского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», Магаданского регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров», Магаданского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России», Магаданского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». 
На первом заседании Магаданской областной Думы IV созыва председателем Думы был избран Александров Александр Павлович и созданы три постоянные депутатские комиссии:
- по экономическому развитию, бюджету и налогам;
- по региональной политике и законодательству;
- по социальным вопросам.
На сегодняшний день в Магаданской областной Думе IV созыва зарегистрированы три депутатских фракции: «Единая Россия», «ЛДПР», «Российская партия пенсионеров».
Как и в предыдущем созыве вся законодательная и нормотворческая деятельность Магаданской областной Думы IV созыва строится на основе Перспективной программы законодательной деятельности областной Думы на текущее полугодие и осуществляется в соответствии с Уставом Магаданской области и Законом Магаданской области «О Магаданской областной Думе».
Приступив к своим полномочиям, депутаты в первую очередь продолжили работу, начатую предыдущим депутатским корпусом. Им необходимо было:
- завершить правовое регулирование подготовки местного самоуправления к переходу на новые правоотношения по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения; 
- продолжить законодательное отражение в областных законах разделение полномочий между органами государственной власти двух уровней - федеральным и областным; 
- завершить формирование правовых основ социальной защиты отдельных категорий граждан, как переданных из ведения федеральных органов, так и в соответствии с обязательствами Магаданской области.
Параллельно с этими направлениями депутаты работают над законодательным закреплением полномочий переданных субъектам Российской Федерации в связи с разграничением полномочий между федеральным центром и регионами № 131 Федеральным законом. 
Для целенаправленного развития основных направлений территории депутатами Магаданской областной Думы IV созыва разрабатываются и принимаются областные целевые программы. Например, «О финансовой поддержке общественных объединений Магаданской области», «Информационное обеспечение социально-экономического и общественно-политического развития Магаданской области», «Об усилении борьбы с преступностью на территории Магаданской области», «Внедрение высокотехнологичных видов хирургической, реанимационной помощи и развитие телемедицины в Магаданской области», «Здоровый ребенок в Магаданской области».
Одним из основных направлений деятельности является разработка законов, направленных на улучшение социального положения населения. Приняты законы, которыми установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка родителям-студентам, увеличен размер ЕДВ труженикам тыла, ветеранам труда, ветеранам труда Магаданской области, старожилам Магаданской области, многодетным семьям, установлен порядок начисления процентных надбавок заработной плате молодежи до 30 лет, применен районный коэффициент к стипендиям, выплачиваемым студентам образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета. 
Начата большая работа по разработке проекта постановления Магаданской областной Думы о создании Молодежной общественной палаты, цель которой - привлечение к парламентской деятельности молодежи области. 
Важным направлением в деятельности Думы является принятие обращений к Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, содержащих конструктивные предложения по решению имеющихся проблем, оказывающих негативное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в области. 
Например, подготовлены обращения по вопросам:
компенсации затрат на предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям; 
расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно;
о необходимости увеличения размера субвенций в 2006 году на осуществление федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. 
Остается на контроле у депутатов вопрос об оплате стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В целях реализации Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведется активная работа по организации взаимодействия Магаданской областной Думы с представительными органами местного самоуправления путем оказания информационно-методической, документационной и правовой помощи. 
Разработаны проект Положения о Совете руководителей представительных органов городского округа и муниципальных районов Магаданской области при Магаданской областной Думе, План мероприятий по организации взаимодействия областной Думы с представительными органами муниципальных образований Магаданской области, Модельный регламент представительного органа муниципального образования, Модельное положение о правотворческой инициативе. 
Также был подготовлен ряд аналитических и информационных материалов, в том числе:
- информационный материал о реализации на территории субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Федерального закона № 131-ФЗ в части формирования межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на его территории, организация взаимодействия законодательного органа субъекта РФ и органов местного самоуправления;
- перечень органов местного самоуправления муниципальных образований на территории области (наименование, количественный, персональный состав, порядок организационного и правового обеспечения.);
- обобщена аналитическая информация о проблемах, связанных с реализацией Федерального закона  № 131-ФЗ на местах.
И это только основные вопросы, находящиеся в поле зрения депутатов Магаданской областной Думы четвертого созыва. 
На первое полугодие 2006 года депутатами запланировано разработать и принять еще не один десяток законов Магаданской области в сфере дальнейшего совершенствования законодательной базы Магаданской области по вопросам местного самоуправления; бюджетного процесса и межбюджетных отношений; установления административной ответственности; государственной гражданской и муниципальной служб; социальной политики в области образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства; развития культурного наследия, экономики и производственных сил Магаданской области.
За период с июня по декабрь 2005 года состоялось 5 пленарных заседаний областной Думы, на которых депутатами Магаданской областной Думы IV созыва рассмотрено 182 вопроса, принято 75 законов в окончательной редакции, 13 законопроектов в первом чтении и 240 постановлений. 
 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания

Официальный интернет-портал правовой информации

Единый сервисно-информационный портал о Дальнем Востоке


Полезные ссылки


ИПС Законодательство России
"Информационно-правовая система Законодательство России"

  Главная  -  Архив  -  100 Лет Госдуме  -  История колымского парламентаризма